Как чаты убивают сообщества и что с этим делать

Дисклеймер: данный пост, по своей сути, является размышлениями автора и не претендует на истину в последней инстанции. Любые точки зрения и обратная связь приветствуются.

В 2019 подавляющая часть общения людей по всей планете перешла в чаты. Вотсапп, Телеграм, Вайбер и прочие мессенджеры настолько плотно вошли в обиход, что довольно проблематично представить свою повседневную жизнь без них: мы общаемся в чатах с с родственниками, друзьями и по работе. Но при всём этом чаты способны решить далеко не все задачи, необходимые для органичного роста и развития сообщества. Сначала давайте разберёмся с тем, что я буду вкладывать в понятие “сообщество”.

  1. Информационное поле. Сообщество - это, в первую очередь, информационное поле, которое пронизано всевозможной информацией, связанной с тематикой сообщества. Например, какая тематика у сообщества Waves Platform? А это огромное количество всевозможных топиков: Блокчейн в целом, Блокчейн конкретно Waves, партнёры, цена токена, другие токены, продукты Waves, продукты других разработчиков, собственно сам процесс разработки и так далее, список будет очень большим. Все эти вопросы довольно разношёрстны и нечасто напрямую связаны (о чём, собственно, и была фраза, ставшая мемом: feel the gap :)), но у них всегда есть связующее звено в виде Waves Platform, и все эти темы так или иначе поднимаются в самых разных ресурсах по всему интернету, но они входят в единое информационное поле.
  2. Генераторы информации. Генератором информации в информационном поле является любой человек, который создаёт контент любого типа в рамках конкретного информационного поля. Генераторами могут быть маркетологи Вейвс, сам Саша Иванов, холдеры, кандидаты в холдеры, спекулянты, разработчики, инвесторы так далее. Как только вы задали вопрос/опубликовали репозиторий/купили токен и прочее - вы стали генератором информации. Т.е. Любое ваше действие в рамках поля создаёт информацию. От поста в блоге до цвета свечи на 5-минутном отрезке - это всё информация.
  3. Потребители информации. Потребителями информации являются люди, которые попали в информационное поле активным или пассивным способом. В первом случае вы сами стали генератором, например, купив токен. Во втором случае, никаких действий вы не делаете, вы просто пытаетесь понять, что происходит вокруг и находитесь в процессе первичного изучения.

Итак, индикатором здоровья любого опенсорсного продукта можно считать, в первую очередь, динамику роста его сообщества. Динамика может быть положительной, отрицательной или нулевой. Измеряется динамика по скорости роста информационного поля. Поле, в свою очередь растёт по простой формуле:
Информационное поле = Генераторы информации * Потребители информации. Чем больше релевантной информации генерируется, тем больше потребителей иформации становятся генераторами. С появлением нового контента появляются и новые потребители.

Таким образом, ключевым показателем является генерирование информации. Примеры:

  1. Люди начинают активнее торговать. Информация в виде объёмов торгов и динамики цены отражается на разных ресурсах, включая coinmarketcap, и чем выше эта динамика, тем больше внимания она получает.
  2. Люди начинают активнее разрабатывать продукты, используя технологию. О своих продуктах они начинают писать на разных сайтах, блогах и форумах, привлекая внимание (новых потребителей информации, которые могут конвертироваться в генераторов, купив токены или став потребителями продукта).
  3. Люди начинают активнее делиться опытом об использовании экосистемы. Опытом в виде вопросов по продуктам или ответов на эти вопросы.

Проблемой сообщества Waves Platform можно считать крайне высокую степень инертности. Динамика генерирования информации подскакивает, по большому счёту в чатах и только тогда, когда цвет свечки начинает резко меняться, а сами свечки становятся экстремально длинными. Да-да, спекули, камень в ваш огород, простите. Но самая большая проблема не в том, что бурление происходит только по поводу свечек, а в том, что оно происходит исключительно в чатах.

В чём плюс чатов:

  1. Быстрый доступ к существующим генераторам информационного поля.
  2. Возможность оперативно обменяться информацией.
  3. Возможность оперативно получить первичную поддержку.

В чём минусы чатов:

  1. Отсутствие доступа к потенциально новым потребителям информации.
  2. Отсутствие возможности структурировать общение.
  3. Невозможность отделать релевантную информацию от нерелевантной в моменте и истории.
  4. Невозможность получить высококвалифицированную поддержку.

Таким образом, чат - это поток информации, который в моменте позволяет скорее на эмоциональном уровне обменяться с закрытым кругом людей данными, которые останутся недоступными за пределами чата. Это главная проблема. Сообщество, завязанное на чат, неспособно расти.

Что делать?

Ответ простой и очевидный: генерировать больше информации вне рамок чата. Например:

  1. Обсуждать на любых внешних ресурсах динамику цены, кто какие токены купил и так далее.
  2. Создавать руководства. Неважно, какие. Как пользоваться Кипером, руководства по ТА, как ставить ноду.
  3. Задавать больше вопросов на статичных ресурсах. И там же давать ответы.

Как это поможет решить проблему:

  1. Больше информации для поисковых машин. Яндекс, Гугл и так далее индексируют интернет ежедневно, и чем больше статей, вопросов, гайдов про вейвс, чем больше упоминаний, тем выше шанс что новый потребитель, услышавший про Waves, попадёт на этот материал, изучит и станет генератором в той или иной форме.
  2. Делиться своими проектами и наработками, рассказывать о них. Другие потребители информации будут изучать ваш опыт и станут генераторами.
  3. Создавать большую базу данных вопросов и ответов. Это приведёт к тому, что популярные темы будут раскрываться и постоянно актуализироваться до такой степени, что любой потребитель информации, попав на этот вопрос получит максимально внятный и исчерпывающий ответ и вероятнее перейдёт в генераторы.

Если вы стали холерам и слегка грустите от этого, то ежедневные изливания в чат только усугубят картину. Нет никакого смысла каждый день обсуждать цвет свечи. Вместо этого потратьте время на создание контента, которые будет доступен широкому кругу людей.

Вы привлечёте новых спекулей. Отлично!
Вы покажете разработчиком, что есть активная аудитория. Супер!
Вы поможете другим пользователям решить их проблему, а они потом помогут кому-то ещё.

Очень глупо сидеть печалиться в чатах, думая что однажды прилетит волшебник в голубом вертолёте и откупит до $1000. Ребята из Waves, конечно, стараются, но без поддержки сообщества в виде активных действий всё это будет длиться 2 weeks или около того.

5 Симпатий

Перечитал пару раз, и в целом, со многим готов согласиться. Но оценка участника комьюнити только по его активности в чате никак не отражает целостность всех его действий. Статья задела, спорить не буду, если комьюнити не будет работать на увеличение аудитории, это будет гиблое дело. За 2 года, почти ежедневно сам нахожусь в чатах, обсуждая разные темы, от dirty до технологий, уделяя этому много времени. Но между тем пассивно привлекая в своих различных кругах общения холдеров/ трейдеров и разработчиков. Чат этого никак не отразит. « обсуждать свечку» в моем понимание гораздо лучше, чем из за инфовакуума строить теории заговора и экзитскамов. Waves отличные ребята, и последнюю неделю начали решать эту проблему. Как сказал Саша Иванов- « если есть проблема в взаимодействие, будем решать этот вопрос». И появлением больших тем для обсуждения, «свечки» начали уходить из топ тем.

3 Симпатий

Следует заметить, что Александр довольно часто заходит в чат в последнее время и отвечает на вопросы непосредственно. Непосредственно! Это очень важно, и к слову, этого бы не было если бы все молчали и не высказывали недовольство. Если прямое общение не прекратиться, то со временем все сбалансируется в здоровое понимающее сообщество. Я в это верю.

“Да-да, спекули, камень в ваш огород, простите” - большая часть аудитории спекулянты, остальные создают контент для спекулянтов и еще пара незаинтересованных человек на зарплате в фиате.

“Задавать больше вопросов на статичных ресурсах. И там же давать ответы.” - ИМХО бесполезное занятие, потому как даже прямой динамичный диалог с командой не дает четкие ответы на вопросы. Кроме того, большинство не может нормально сформулировать вопрос. Статичный диалог - обречен.

“Невозможность отделать релевантную информацию от нерелевантной в моменте и истории.” - в телеге есть copy link. Пока что вся релевантная инфа от CEO только из чата. Остальное размыто или уже неактуально.

Итог. Хотите самопроизвольный рост комьюнити? Обеспечте достойную динамику цены (ранга CMC). Стандартный IT маркетинг тут не прокатит ИМХО. И генерация полезного контента сообществом вызывается положительным фоном в сообществе, а не наоборот.

1 Симпатия

Согласен на все сто, тенденция последних дней вселяет оптимизм. Тем не менее, нужно понимать, что это явление пока хаотично и в целом существует целая пиар-служба, которая должна выполнять функции коммкуникаций на самом высоком уровне, закрывая все вопросы.

Это наследие эпохи ICO, когда все входили исключительно за быстрыми иксами. Сейчас ландшафт рынка претерпел значительные изменения.

Статичный диалог позволяет вести обсуждение и работу над каждым конкретным вопросом непрерывно, а не скатываться к ежедневному ответу на одни и те же вопросы разных людей, которые только что ворвались в чат и не в курсе, что на этот вопрос уже дан ответ.

То, что релевантная информация поступает только от СЕО, или то, что так считают пользователи - большая беда. И в чате проследить актуальность чего-либо крайне сложно из-за необходимости фильтровать посторонние элементы отдельно взятого диалога.

Ну я вообще представляю в данном диалоге сообщество, не платформу ) И я как раз показываю пример создания контента без привязки к росту цены. Потому что мне очевидно отсутствие связи бурления в чатах и роста цены. Посыл весь к тому, что пользователи могут сами повлиять на рост цены, раз уж им это так надо (разработчикам, например, это не нужно). И создавая контент вы будете делать импакт, чаты дают импакт, равный нулю.

При желании и наличии ресурсов можно в разы увеличить сообщество и нагенерировать контента. Но не думаю, что большинство участников сообщества будут работать на успех на голом энтузиазме. Я разрабатывал для одного проекта идею дапс для генерации контента и увеличения сообщества путем проведения массовых митапов. Предлагалось провести 1000 митапов в 1000 городов с рекламой и т.д. плюс продажей деривативов на основе системного токена платформы, с которой организаторы должны были отбить свои затраты на митап и получить прибыль. Может здесь эта наработка будет востребована?

все совершенно правильно, кроме одного.
Вэйвс делает всё грамотно и хорошо. и цена растёт вместе с востребованностью, и люди идут и рассказывают об этом дальше:

  • как они сделали деньги
  • как всё чётко роадмап соблюдается
  • какое отзывчивое комьюнити
  • какая замечательная децентрализация
  • как хорошо холдить, а не сливать вэйвсы
    итак далее люди это делают потомучто это действительно так. а когда ты купил и 18 недель или 20 недель красные свечи! и холдить то и не хочется, и майку с вэйвс уже стыдно в город одеть, когда купил - цена выросла хорошо, потом цена опять упала туда же!!! алё нет ни одной такой формации в битке! в децентрализованной валюте. есть только в щитках пампы и дампы. там от 0 и до 100 и потом опять в 0 и опять до 100 так себя ведут только!!! щитки. и кого звать то и куда? Очень хочется распространять, но фактов нету пруфов нету. всё заключается в цене. это оценка людьми компании ты говоришь как классно открываешь график и все понимают что ты врёшь … все адэкватные люди это видят. как быть?
2 Симпатий

Понимаю боль, но хочу уточнить: правильно ли я понял, что цена растёт - монета хорошая. Цена падает - монета плохая. Только такая зависимость?

нет. не правильно очень даже! цена растёт значит люди покупают и она нравится им, цена растёт значит можно делать сбережения в ней она надёжна. цена растёт хоть на 2% в год но растёт на 0.2% в месяц но растёт. органически, а не памподампом. значит она децентрализованна и ей можно доверять! понимаешь разницу? между растёт и падает? очень велика. Хорошо хоть с комьюнити разговаривать начали. это огромный плюс

Какая аудитория, такие критерии оценки. Логично?
Хотите другую аудиторию? Тогда нужны дапсы и совсем другие. Для людей которые не знают что такое криптовалюта, блокчейн, транзакции, смарт контракты и прочие страшные слова. Критпа в них будет крутиться под капотом, а снаружи это будет обычный покемон гоу с кредитами, пополняемыми кредитной картой. Ну а DEX и даже клиент не нужен им.

Согласен с автором, но это больше похоже на нативную рекламу, когда ты задаёшь вопрос и потом отвечаешь на него. Не правда ли?

Не могу не согласиться. Без поддержки коммьюнити, то есть нас, парни из волн едва ли справяться со всем.
Но опять же. Один я к примеру ничего значительного сделать не смогу. Необходимо каждого заинтересованного запрячь.